Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

16:53
Чувашская свадьба (1785 год)

Надворный советник Т.Г. Масленницкий в ствоем руде «Топографическое описание симбирского наместничества» от 1785 г. так описывает чувашский свадебный обряд.


Ежели кто вздумает жениться, то сват, которым обыкновенно бывает женихов отец, дядя или большой брат, торгуют девку очень прилежно.

Обыкновенная невестам цена простирается от двадцати до пятидесяти рублей, но иные за пять и за десять рублей так же себе жѐн получают. Напротиву того богатые дают за невесту от 80 до 100 рублей. Даваемые за невесту деньги называются Калым.

Невестино приданое состоит в дворовом скоте, домашней утвари и одеянии, бывает равное, а иногда превосходит платильный за неѐ калым.

Торг о невесте называется у них сватовством – Хода. По заключении оного бывает особый с дарами поезд – Хубарду Чуклесь.

Пред наступлением того дня в вечеру, в который должно женихову отцу отправить к невестину свой поезд, отец женихов собирает своих сродственников или знакомцев для выбора к поезду.

По собрании их жених, вышед из бани приносит пиво, которого два стакана как ему, так и его отцу наливает нарочно для того посажѐнный Крюгаси (наливатель пива в стаканы или кравчий) по приказу которого, другие гостям подносят. При питье ими пива встают все и сам крюгаси. Потом крюгаси наливает уже сидя, а отец женихов подносит тому, кого избирает он к жениху в дружки, при чѐм, выключая одного крюгаси, встают все и кланяются, прося, дабы он принял возлагаемую на него должность.

Вступя в оную, дружка выбирает себе поддружья, которого должность есть быть при дружке и женихе безотлучно и носить шитые из невыделанной лошадиной кожи большие и до полу висящие сумы, наполненные разною провизией.

Потом выбирает таким же образом в разные должности мужчин и женщин в поезд, и всем тем выбранным дает первые места.

По окончании выбора, начиная от дверей как мужчинам, так и женщинам дружка подносит, говоря, чтобы дополнили они женихов калым.

Поддружье, имея на плечах своих длинные сумы, кланяется, а жених, выгнувшись носит Чирясь (Чирясь - особого рода липовая, сделанная из дупла кадочка, которая употребляется для ношения пива), коему во оный гости по возможности своей кладут медные деньги.

Поднеся всем, начинают ужинать и по окончании ужина расходятся.

В наступивший же день отец женихов сказанный с дарами поезд отправляет. Сват, сосватавший невесту, приехав с женихом, со свахою и со всем своим поездом в дом к невестину отцу, привозит множество без соли печѐных мелких хлебов, называемых хубарду, бочки пива, мѐд сырец и в задаток калыма деньги. Вносит все оное в хоромину.

И для сугубого в женитьбе счастья, выходя до трѐх раз и оборачиваясь на восток, приносит жертву сначала хлебом вышнему богу, во-вторых, пюляхсе, а в-третьих главному, среднему и молодому кереметям; потом им же медом сырцом и напоследок пивом.

Зять по входе в гостеприимную избу с дружкою и поддружьем, обходят оную ж по солнцу до трех раз и обойдя, кланяются: 1, невестину отцу, 2, сродникам и 3, гостям. После чего дружка подносит, а сват невестину отцу платит часть договорных денег.

При чѐм едят, пьют, веселятся и напоследок определяют день свадьбы.

Если ж в деревне невестина отца жительство имеет и женихов родственник, то и ему таковые ж хлебы в подарок он привозит, прося дабы для угощения поезда жениха и невесты сделал к свадьбе приуготовления, обещая со стороны невесты ему в подарок рубашку, а жене его шитое на оную ж оплечье, называемое Сыбаклакибя и некоторое, к убору на голову принадлежащее, вынизанное бисером или вышитое шелком - Масмак.

От которого и уведомляется он, кто принять на себя должность быть со стороны невесты, сверх еѐ родного отца, посажѐнным хыйм атлых желает.

Сей же сват дарит хлебом и тех деревень жителей, чрез которые жениху с поездом к невесте и на возвратном с ней пути домой проезжать надобно.В рассуждении чего и они также варят и приготовляют обеды.

В назначенный день свадьбы, если в ближнем расстоянии деревня, в которой жительствует невеста, то около вечера, а когда в дальнем, то после полудня.

Поезжане для отличения себя от других, при свадьбе случающихся гостей, одевшись в лучшее платье, вешают себе не шеи белые, вышитые по краям и с бахромою платки, завязав их при самых концах. А на кушаки одни только белые, распустив оные по обе стороны, в шапках, имея всегда на руках своих плети. А те, у коих есть верховые лошади, надевают сабли, берут ружья и колчаны с луком и со стрелами.

Приуготовя себе таким образом, приезжают к женихову дому, и три раза по солнцу противу дверей оного вокруг объехав, кричат. И так, как бы у незнакомых, спрашивают, в чѐм они упражняются, едят ли или пьют и знают ли, что у такова то чувашенина, называя именем женихова отца, есть свадьба, и их в гости он зовѐт-ли?

По окончании чего выходит жених с отцем имея в руках по ковшу пива, встречают их, приветствуя, что у них есть свадьба, и их они к себе просят. Введя дом, женихов отец поезжан сажает за стол, а дружку и поддужье с женихом за приготовленную у дверей занавес.

Тогда уж и жениха одевают они в лучшее платье и прикрепляют ему у правой руки к мизинцу с шитым шѐлком и с бахромою белый платок. Потом отец с матерью садятся за стол. Крюгаси им наливает два стакана пива и перед ними ставит.

В то время начинает играть музыка.* Дружка с поддружьем, жених и поезжане, ухатясь левыми руками друг другу за кушаки, правыми же показывая плети, а поддружие свои большие с провизиею сумы, под такт музыке, вылючая жениха, пляшут. И сделав своею пляскою круг противу солнца, подходят поезжане к женихову отцу и матери, наклоняясь, наклоняют перед ними свои головы.

* Музыку у чуваш составляют деревянные с барабанами струнами гусли, волынки, пузыри, губной орган, скрипки и гудки. И во время играния некоторые из них бывают и такие, кои смыслят несколько наблюдать и согласие

А дружка громко их спрашивает, в чем они упражняются? Едят ли или пьют? Потом сказывает им о себе, что они намерены ехать в такую то деревню к такому то чувашенину взять у него дочь. Называя невестину деревню, ее и отца именами, то дают ли они им от позволения? Что самое при игрании музыки повторяют они троекратно.

После чего отец и мать жениховы, дав им позволение, поставленные перед ними стаканы выпивают. А потом поднеся пива дружке и поддружью, препоруча им остальные деньги калыма жениха, и с поездом отпускают. Которое, объехав троекратно вокруг дома и выпалив три раза из ружей, при игрании музыки отъезжают.

По приезде к невесте в деревню становятся они в дом невестина посажѐнного отца. Жених посылает с дружкою к невесте Чирись своего пива. Тамо, приняв оный дарят его от невесты рубашкою, которую женщины при собрании гостей, скинув с него платье, наверх его рубашки надевают. При чем дружка невестина отца спрашивает, угодно ли ему, дабы, жених, и с поездом к нему приехал? Получив на оное позволение, дружка с известием возвращается к жениху, показывая ему и всем поезжанам невестин подарок. И при игрании музыки пляшет.

А между тем вводят невесту в хоромину, в которой жениха с поездом принять должно, занавеся ей лицо фатою, унизанною корольками, сажают за занавес против печи*, а отец с матерью садятся за стол. И тогда за занавесом у невесты играет музыка, а девки поют перед нею песни и пляшут.

* У чуваш против печи место других считается почѐтнее. На которое обыкновенно сажают они отменного и именитого своего гостя. С ковшами пива встречают.

Жених и поезд въезжаю к невесте во двор. Прежде входит в дом дружка и коснувшись пальцем грязного пола, касается, оным же своего лба в знак отменного почтения к невестину отцу и всему его дому, отдаѐт ему последние калыма деньги. А завязанные в платке, посвященные большому Кереметю 15 копеек денег, кладѐт на брус, где сидит невеста. После чего невестины сродники женихов поезд и находящуюся при них музыку.

Жених с поездом при игрании музыки входит, переступая чрез порог, такое ж почтение делает своему тестю как и дружка. Тогда отец невесты, сидя за столом в переднем углу, считает деньги калыма, а по сочтении встаѐт со своего месга, приветствует жениха и поезжан, подносит им сам, сажает поезжан и дружку, имеющих на руках своих плети, а на головах шапки, в передний угол, жениха и поддружье с его длинными сумами за занавес к дверям.

Ставят три стола - поезду, жениху и невесте особые и по ставлении столов оседают, при чѐм обе музыки играют.

Спустя несколько времени дружка со вложенными от жениха медными деньгами подносит невесте ковш пива. Который она с деньгами выпив, берѐт деньги, а напротиву того высылает в подарок жениху рубашку, кою надевают на него при всех так, как и на дружку. И меняют женихов и невестин к рукам их прикреплѐнные платки до трѐх раз.

Потом выносят на блюдах рубашки и платки и подарив рубашкой каждого из поезжан, надевают их тут же как на мужчин, так и на женщин. По окончании стола поют и пляшут как поезжане, имея на руках своих плети, так и поддружка с своими долгими сумами.

И жених, не видав своей невесты ни прежде ни в то время, гостя у неѐ и с поездом сутки двои и более безотлучно. В течение оного времени обе музыки денно и ночно попеременно играют, а молодые мужчины с женщинами и девки попарно пляшут.

На последок невеста в препровождении свахи и сродниц, вышед из занавесы, падая к ногам своего отца и матери со изъяснением, по их обычаю, некоторых в жалость приводящих слов, плачет и с ними прощается. При чем отец дарит еѐ деньгами и пожелав счастливой жизни, со свахою и с сродниками своими отпускает невесту, имеющую на голове сверх фаты большое ещѐ покрывало. До приготовленной, холстом покрытой и запряжѐнной парою лошадей кибитки при игрании музыки, родственники несут /невесту/ на руках и сажают со свахою вместе.

Поезжане, севши на лошадей, сделав троекратный противу дверей дома круг и выпалив из ружей, отъезжают к невестину посаженному отцу. И так у него, так и у всех деревенских жителей и на перепутье в де ревнях столь усердно пьют, что не только их платье, но и в домах все полы налиты бывают пивом.

Отец невесты, спустя со двора свадьбу, развязывает принесѐнный дружкой с деньгами платок и взяв себе из них одну копейку, последние относит в большой кереметь в жертву Мамале, где оные хранятся до того времени, покуда наполнится сумма на покупку пуда мѐду и овцы, что искупив, отдаѐт жрецу, который приносит всѐ оное в жертву.

По прибытии с невестою, свахою и еѐ родственниками к женихову отцу, поезд останавливается у ворот и музыка играет. Дружка над головою невесты разбивает лутошкою сырые яйца, а с жениховой стороны сваха оторвав курице голову, мечет /ее/ за ворота. И поезд до того времени стоит за воротами, покуда отец и мать женихова не подарят невесте корову. Оную, навязав на веревку, отдают самой невесте в руки.

По въезде во двор, в препровождении свахи и поезжан, невесту вносят в дом на руках и сажают против печи, а жениха отводят в клеть. Потом обедают.

По окончании стола, при игрании музыки. сродники вводят невесту к жениху, сажают их рядом на постелю, и тогда начинают играть уже обе музыки. Снимают с жениха и невесты перстни, завещевая им до окончания жизни сохранять друг к другу верность и не называть жениху невестина отца и мать, а невесте жениховых именами, а звать тестем, тѐщей, свѐкром и свекровью.

Тут в первый раз жених увидит невесту и узнает, с кем жизнь ему препровождать судьба определила. Когда станут молодых раздевать, то невеста должна скинуть с жениха сапоги, в которые тогда кладѐт он деньги. Невеста, скинув, берет себе деньги. После чего все выходят вон и дают молодым покой.

На другой день прежде всех входят к ним отец и мать молодова пожелать благополучного утра и если к несчастью найдут молодую не такову, как об ней думали, то тогда ж свахе еѐ позади над исподним платьем, которое чувашские женщины, равно как и их мужчины на ногах носят, прорезывают подобную циркульной форме большую дыру. А у сродников молодой, как гужи у лошадиной упряжи, так у телег тяжи и оглобли все изрубят.

По обыкновению ж так, как чуваши со всякою молодой поступать сделали привычку. Вводят еѐ с молодым в избу, и поставя спинами к печи, накрыв епанчей, плещут на них Яшкою. По снятии епанчи молодой подносит пиво, а на его место по обе стороны молодой становятся две сродницы.

Тогда при игрании музыки, пляшет мальчик, имея у себя в руках троеножные вилки с взогнутыми на кончики оных пятью кусочками Яшки. Который подходит к молодой и с поспешностью сняв вилками с головы еѐ сделанный из редкого холста тюрюск, убегает в клеть и тамо бросает в лежащую в сусеке муку.

После чего надевают на молодую шапку, и во время то как молодой подносит, учит еѐ три раза преклоняясь, становиться на колени. При чем не пожившей до замужества целомудренно вдругорядь бывает всенародное наказание. Прислужник женихов подаѐт старейшине из поезда невесты с пивом такой стакан, у коего на дне сделана дырочка, которую, зажав пальцем, удерживает пиво. Но как скоро гость возьмет стакан в свои руки, то начинает напиток из дырочки течь, тем самым производит в гостях великий смех, а для невесты стыд.

А на другой день веселье бывает больше, нежели в первый. Крещѐные венчаются в церкви, спустя иногда и долгое время случается. Также что ставят ещѐ тогда на стол блюдо с хлебом, в который воткнута стрела. Тут, кто хочет из гостей, кладет на развод несколько копеек. После сего родные молодой отец и мать приезжают к ним в гости, и сие свадебное пиршество продолжается до того времени, пока хозяйка дома, вынося на блюде вынутый из бочки гвоздь и поставя на стол, скажет гостям, что уже выпили они всѐ пиво, и потчевать их более уже нечем. Тогда уже гости возвращаются в свои дома.

Муж имеет во всѐм полную власть, а жена должна повиноваться ему без всякого прекословия. В рассужении чего и не бывает почти никаких в семействе ссор. Но ежели муж чрезвычайно женою своею не доволен, то разрывает еѐ покрывало Сорбан, и тем уничтожается на век супружеский между ими союз. Таким же образом разводятся с жѐнами своими и другие языческого суеверия держащиеся мордва и прочие народы. Однако самые случаи бывают редко.

Советник Тимофей Масленницкий. 23 апреля 1785 года.

 

 
Просмотров: 198 | Добавил: n1k0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

Шемурша