Интересный факт: 14 мая 1913 года в торжественной обстановке в с. ТрехИзб-Шемурша Буинского уезда Симбирской губернии, был открыт и освещен памятник Государю Императору Александру II. "
![пример бюста Александру II на пьедестале пример бюста Александру II на пьедестале](/_nw/0/s72180009.jpg)
В источниках описан как, довольно красивый бюст, на изящном пьедестале, был установлен на церковном погосте. Вокруг памятника соорудили красивую деревянную ограду. А средства на постройку собрали прихожане местного Храма, примерная его стоимость составляла 400 рублей. (Для справки: Лошадь для повозки стоила -100 рублей а хорошая дойная корова – от 60 рублей )
Старожилы рассказывали, что после революции, памятник был сброшен и закопан в землю не далеко от места установки. Постамент разобрали, и узнать точное место не представляется возможным.
На сегодняшний день памятник не найден.
Подробности:
Крестьяне из чувашской глубинки помнили о добрых делах Александра II и по инициативе священника Стефана Павлова и его жены решили соорудить ему памятник по случаю 50-летия издания Манифеста о раскрепощении крестьян. Бюст-памятник был завезен в Трехизб-Шемуршу из Симбирска. Вот как описывается в статье "Религиозно-гражданское торжество" в вышеуказанном журнале это событие: "…памятник стоимостью около 400 р. сооружен исключительно на средства прихожан церкви села ТриИзбы-Шемурша. Довольно красивый, на изящном пьедестале, с датою и текстом последних слов Высочайшего манифеста
"Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного"
Он поставлен на церковном погосте. Вокруг памятника устроена деревянная красивая ограда. Все это вместе представляет довольно хорошее украшение деревни".
Как и подобает в таких случаях, открытие памятного сооружения прошло в высшей степени трогательно и празднично. Народ готовился к этому событию как к величайшему празднику. На церковной площади были устроены арки. Вокруг арок и памятника были расставлены высокие елки, на них взвивались трехцветные российские флаги, много было живых цветов. "Самому торжеству был придан чисто церковный характер, - указывается в статье. - Накануне 5-ю священниками, во главе с благочинным отцом Ясницким, при двух дьяконах, совершена была всенощная, а потом - панихида по Царю-Освободителю. На другой день там же духовенством - Литургия, а потом молебен, в котором участвовало 8 священников. Служба была не по-деревенски торжественна: церковь была украшена, как на Троицу; духовенство было в белом облачении. Пение были весьма стройное, много было нотнаго. В обычное время священником Ивановым было произнесено весьма назидательное слово "о заслугах и нравственных качествах Царя-Освободителя".
После Литургии был крестный ход к памятнику. Сначала был совершен царский молебен по случаю дня коронования, а потом краткий водосвятный молебен. После вечной памяти императору Александру II было провозглашено многолетие, во время которого покрывало с памятника было снято, и памятник предстал во всем блеске. Народ заволновался. Тут отец Павлов произнес краткое, но в высшей степени трогательное поучение, которое он закончил громким голосом: "Славному Внуку прославленного Царя громкое ура". Громогласное ура раздавалось по всей площади. Потом отец Благочинный поздравил народ с праздником и провозгласил ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ ура, подхваченное многотысячной толпой. Местный земский начальник хотел было произнести речь, но уже ничего нельзя было разобрать: ликование народа было весьма сильное. Народу было такое множество, какого я не видел ни на каком деревенском торжестве, - писал очевидец, автор статьи журнала "Симбирские епархиальные ведомости". - Народ долго не расходился, наслаждаясь зрелищем.
На торжестве присутствовали местные земский начальник, исправник, два пристава и др.
Вечером арки и ограда около памятника были иллюминированы: пускали ракеты и жгли римские свечи. Восторг народа был громадный, каждая вспышка свеч и ракет вызывала громкое ура".
А кто же он, Стефан Павлов, инициатор такого масштабного мероприятия? Известно, священником в возрасте 39 лет он назначен 15 марта 1904 года, а в год открытия памятника ему было 48 лет. Имел диплом Казанского учительского института, в 1901 году прошел обучение на миссионерских курсах при Казанской духовной академии.
Нам известно о том, что прихожане Михайло-Архангельской церкви села Трехизб-Шемурша "отнеслись к его инициативе весьма сочувственно, что все были рады этому".
Как сложилась дальнейшая судьба памятника? Оказывается, после Октябрьской революции он был разрушен и снесен. Но есть и другая информация, говорят, будто сам бюст-памятник после его демонтажа был закопан недалеко от местонахождения пьедестала.
По мнению известного чувашского скульптора В.П.Нагорнова, памятник (бюст) мог быть изготовлен из бронзы либо камня (мрамора). Ведь он был оценен на сумму 400 рублей. Это немало: скажем, одна лошадь тогда стоила 80-90 рублей.
Возможно, памятник Александру II, изготовленный на народные деньги, и в самом деле лежит где-то под землей и ждет дальнейшей своей участи? Если же удастся его найти, то он, по мнению многих, заслуживает реставрации и повторного воздвижения на пьедестал в этом же селе.
|