Скульптурная группа из 17 фигур изображает согласно чувашскому народному преданию 12 месяцев и первоначально располагалась на 112 километре федеральной дороги «Цивильск- Сызрань» в красивом Красном Бору. Площадка была построена в 1976-1980 годах по инициативе Волжского управления дорог и Шемуршинского райисполкома ЧАССР, в знак гостеприимства водителей и туристов, проезжающим по земле древних булгар-чувашей. Скульптором выступил известный художник Федор Иванович Мадуров. Об этом успехе чувашского скульптора на всю страну известили газета "Комсомольская правда" в своем новогоднем номере от 1 января 1984г., журналы "Советский Союз", (1984г. № 3, с.33), "Декоративное искусство" и другие центральные, местные издания. Вот строки из Комсомольской правды: "Новогодним чудом встречает чувашское село Шемурша каждого, кто проезжает по автостраде Чебоксары-Ульяновск: все двенадцать месяцев вышли сюда из леса. Необычайный "календарь" создал художник Федор Мадуров, уроженец здешних мест. … И кажется: величавые исполины, застывшие на обочине шоссе, переселились сюда из народной сказки". Скульптурный ансамбль состоит из 17 деревянных статуй на 12 точках. Длина ряда около 120м., высота фигур 4-5 метров. В основу создания ансамбля автор положил фольклорное повествование о двенадцати месяцах. Детство и юношество автора тесно связано с шемуршинским лесом. Родился и вырос Ф.Мадуров в поселке Баскаки. Именно туда, на территорию Национального парка Чаваш Вармане, перенесли эту композицию.
![](/_nw/0/s75254053.jpg)
12 месяцев:
1- й месяц - Январь (Карлач). Изображен в образе матери, держащей на руках ребенка. В одной руке она держит зерно (зерно познания), ребенок смотрит на зерно робко, еще не решаясь взять его в руки. Фигура матери символизирует Землю (Мать Землю, Qep Амаш), ребенок - новый год;
2- й месяц — Февраль (Нарас). Изображен старик - символ природы, рядом - юноша. Старик спокоен и вечен, как сама природа. Юноша Нарас - подвижный. Сунув пальцы в рот, он свистит; другой рукой держит колесо - символ вечного движения;
3- й месяц — Март (Пуш Уйахё). Изображен в виде девушки, несущей на поднятых руках шар - символ светила, совершенства. В марте по настоящему появляется солнышко и начинает греть своим теплом;
4- й месяц - Апрель (Ака). Изображен в образе мужчины-сеятеля. По народным преданиям чувашей этот месяц представлялся в образе девушки-сеятельницы. Но в данном случае автор сознательно отступил от этого и изобразил месяц в образе мужчины, так как по философским понятиям сеятелем должен быть мужчина.
5- й месяц - Май (Су). Изображен в образе танцующей пары. В мае происходит завязывание зерна с землей, с солнцем. Это как бы своеобразный праздник природы - танец;
6- й месяц - Июнь (Сёртме). Композиция из двух фигур, изображающих гармонию. Две грации в природе - равновесие сил. Зерно еще не созрело, чтобы оторвать тот стебелек, на котором оно выросло;
7- й месяц - Июль (Ута). Женская фигура, изображающая созревание плодов. На ладонях согнутых рук она держит плод и росток. Сама женская фигура тоже наполнена внутренним ростом плода;
8- й месяц - Август (Сурла). Мужская и женская фигуры, изображающие изобилие. В руках женщины - колос, мужчины - хмель;
9- й месяц - Сентябрь (Аван). Женская фигура, изображающая учительницу, держащую в руке книгу;
10- й месяц - Октябрь (Юпа). Октябрь в природе - пора окончания полевых работ, пора торжества, поэтому он изображен в виде решительного мужчины, идущего с песней вперед;
11- й месяц - Ноябрь (Чук). Ноябрьские праздники - события для нашего народа, имеющие большие политическое, экономическое и культурное значения. Этот месяц изображен в виде двух идущих фигур. Мужчина несет знамя, женщина - звезду, а эти символы нам были известны и отражают историю;
12- й месяц — Декабрь (Раштав). Изображен в виде сказочного героя чуваш - Улапа. Год кончился, но жизнь идет дальше...
![](/_nw/0/s55398853.jpg)
Сотни людей со всей России приезжают в это прекрасное место и восторгаются искусством скульптора, памятью чувашского народа, бережно хранящего традиции предков. Да и просто местные жители приходят сюда подышать духом старины земли Чувашской.
|